Рассмотрим региональные особенности оформления народных костюмов Украины.
Полесье отличалось неоднородностью традиционного декора. По характеру внешнего вида костюма эту территорию можно условно поделить на две части: правобережную (Центральное и Волынское Полесье) и левобережную ( Восточное Полесье).
В Центральном и Волынском Полесье господствующим способом декорирования являлось ткачество, тогда как для Восточного было характерно равное сочетание вышивки и ткачества. Колорит декора в целом сдержанный, преобладала монохромность. Так, для Центрального и Восточного Полесья был характерен красный цвет, а для Восточного - белый. Использовались такде двуцветные сочетания (красный с черным, крсный с белым), которые практически вытеснили одноцветный орнамент к началу 20в.
В целом полесская вышивка отличается четким графическим узором геометрического орнамента. Основны мотивы: восьмилепестковые розетки, ромбы, теругольники, а также растительные мотивы с высокой степенью геометризации.
Верхняя одежда была достаточно сдержанна по декору, состоящему из шнуров и суконных нашивок.
В оформлении одежды Центральной Украины (Средней Надднепрянщины) преобладала вышивка. Также наблюдались и некоторые различия между левобережной и правобережной частью данного региона.
Вышивка белыми, серыми или подсинеными нитками в сочетании с ажурым вырезанием ткани была характерна для Левобережья. Орнамент геометрический, растительный, значительно реже зооморфный. На Правобережьи использовали вышивку двуцветную ( красный и синий цвета), а с началом 20 века и многоцветную.
С конца 19 века получила распространение красно-черная вышивка крестом. Изменился и орнамент: значительное место заняло натуралистическое изображение розы.
Для украшения безрукавой и верхней одежды чаще всего использовалась аппликация из хлопчатобумажного бархата - плиса. Кожухи декорировали вышивкой либо аппликацией из кожи.
Для костюма Подола была характерна одн- или двуцветная вышивка ( красный и черный цвет). Узор в основном геометрический.
Значительным количеством украшений (вышивкой, шнуровкой) отличалась верхняя одежда. В юго-западной части Подола также широко применялась аппликация и шерстяные кисти.
На
Юге Украины бурное развитие промышленности и приток населения из других регионов формировали особый тип костюма. Тут раньше, чем где-либо в Украине, широкое
применение получили фабричные ткани и кружева, вышивка приобрела полихромность.
Орнамент чаще всего был растительным, изображения натуралистическими. Одним из характерных мотивов вышивки стали "виноград" и "мальвы".
Верхняя одежда практически не декорировалась.
Карпатский регион отличается пышностью и разнообразием декора. Значительное место в отделке тут занимала вышивка, ткаже были распространены ткачество и аппликация. Колорит одно-, двух_ и многоцветный с преобладанием красного и черного цвета. Местами одежду также декорировали цветным бисером, серебряной или золотой нитью, металлическими пластинками.
Орнаментальные мотивы в основном геометрические: ромбы ( часто с выступами), треугольники, ломаные кривые, косые кресты и проч.
Разнообразие и большое количество отделки сообщало верхней одежде из сукна и меха необычайную живописность. При этом использовались различные техники: вышивка, шнуровка, аппликация из кожи и сукна и т.п.
Традиционный костюм костюм Слобожанщины вобрал в себя как местные особенности древнеславянского костюма, так и влияние длительных украино-русских этнокультурных взаимоотношений.
Наряду с тканым орнаментом и вышивкой одежда густо декорировалась нашивками из ткани, кружева и тесьмы. Колорит отделки сочный, яркий, с преобладанием красного цвета. Женские рубахи сохранили древнеславянский покрой - с удлиненными узкими рукавами и акцентом декора на узкой части рукава. Разноцветную вышивку дополняли различными нашивными элементами из лент, позумента и серебряной бахромы.
Ярко оформлялась и поясная одежда, в которой запаски и плахты соседствовали с поневами и различными сарафанами. Ее украшали аппликациями из парчи, плиса и кумача. Нагрудную одежду также отделывали декоративными швами, оборками, кружевом.